Cruiser
Tank Mk I
А9
Cruiser Tank Mk I А9
Британия
Легкий по массе средний крейсерский танк
масса |
13 т |
вооружение |
40-мм орудие 3 пулемета |
экипаж |
6 чел. |
мощность силовой установки |
150 л.с. |
проект |
1934-1935гг., Vickers |
выпускался |
1936-1940гг., Elswick Works, Harland & Wolff 89 шт. |
Основная статья:
Британское танкостроение 1929-1938гг.
В 1929г. был стандартизирован новый трехбашенный средний танк - Vickers Medium Tank Mk III (Рис.1).
Рис.1 - Vickers Medium Tank
Mk III.
Несмотря на то,
что британские военные делали ставку на этот танк, машина по ряду причин не
пошла в крупную серию. Однако идея среднего трехбашенного танка не была
отвергнута. В 1934-1935гг. на фирме Vickers разработали новый
вариант машины с трехбашенной компоновкой - танк
получил индекс А9. Корпус танка
А9 полностью заимствовал компоновку предыдущей модели - Medium Mk III. (Рис.2)
В носовой части продольно размещались две пулеметные башни
цилиндрической формы, в которых устанавливалось по одному 7,71-мм пулемету Vickers. Для посадки пулеметчиков был предусмотрен
люк в крыше башни. Сектор обстрела для каждой из башен составлял примерно по
120°. Между башнями, по продольной оси корпуса и немного выдвинув вперед,
расположили место водителя, над головой которого была установлена
коробкообразная рубка. В лобовом листе рубки имелся смотровой прибор,
защищенный бронированной панелью. Крыша рубки собиралась из двух бронелистов, передний из которых представляла собой люк,
откидывающийся вперед по ходу движения.
Среднюю часть корпуса занимало главное
боевое отделение, на крыше которого устанавливалась трехместная башня.
Передний, кормовой и бортовые бронеплиты соединялись под небольшими углами
наклона, что придавало башне форму усеченной пирамиды. В лобовом листе башни
устанавливалась маска для 2-фунтового орудия QF 2 pdr
(метрический калибр 40 мм) и спаренного с ней 7,71-мм пулемета Vickers. С левой стороны находился телескопический прицел
No.24B Mk.I. Боекомплект состоял из 100 выстрелов и
3000 патронов. Крыша главной башни получила передний наклонный бронелист. В заднем горизонтальном бронелисте
были сделаны вырезы под командирский люк с перископическим прибором Vickers (слева), рядом с которым также находился кронштейн
для установки фары дальнего света и двухстворчатый люк для заряжающего
(справа). В кормовой части башни была сделана небольшая ниша, предназначенная
для установки радиостанции No.9 или No.11 со штыревой антенной. Связь внутри
танка обеспечивалась телефонной системой. Поворот главной башни впервые в
британском танкостроении осуществлялся при помощи гидравлической системы Nash and Thompson,
в то время как пулеметные башни могли вращаться только вручную. Также впервые в
боевом отделении был установлен вытяжной вентилятор.
Моторно-трансмиссионное отделение
находилось в кормовой части корпуса. Для прототипа танка А9E1 был выбран
бензиновый 6-цилиндровый двигатель Rolls-Royce Phantom II объемом 7,67 литра с
жидкостной системой охлаждения. По бортам от него расположили вентиляторы,
воздушные фильтры и топливные баки на 327 литров. Мощность от двигателя
передавалась на механическую коробку передач Meadows
22, обеспечивавшей 5 скоростей движения впереди и одну заднюю скорость. Запуск
двигателя производился при помощи стартера с питанием от электросистемы с
напряжением в сети 12 Вольт. Танк комплектовался дополнительным бензиновым
мотором, который мог использоваться как для запуска основного двигателя, так и
для зарядки аккумуляторных батарей и привода вытяжного вентилятора.
Видимо, желая отойти от решений Кардена,
для А9 разработали совершенно новый тип ходовой части. К разработке новой
ходовой привлекли инженера С. Хортсманна и капитана
Роки, работавших в то время на фирме Slow Motion Suspension Co.Ltd. В результате, на каждый борт танка приходилось по две тележки с
тремя опорными катками каждая, оснащенные блокированной балансирной подвеской
со спиральными пружинами и гидравлическим амортизатором. (Рис.3)
Рис.3 – Подвеска ходовой А9.
Первый
каток передней тележки (как и третий каток задней тележки) имел диаметр 24
дюйма (610 мм), в то время как два других – по 19,5 дюймов (495 мм). Ещё одним
нововведением стало использование наружных барабанных тормозов, установленных
на ведущих колесах цевочного зацепления. Гусеничные цепи состояли из стальных одногребневых траков шириной 315 мм. Верхняя ветвь гусеницы
поддерживалась тремя опорными роликами с каждого борта.
Первый прототип трехбашеного танка А9Е1 был
готов в апреле 1936 года. В 1936 году опытный танк именовался как Tank, Experimental, Medium, A9E1. Испытания
прототипа (Рис.4) показали, что выбранный тип двигателя слабоват и его заменили
на AEC Type 179 объемом 9,64 литра и мощностью 150 л.с.
Рис.4 – А9Е1.
На верхнем снимке
машина еще не имеет вооружения.
На А9Е1 испытывали оборудование для
движения под водой. (Рис.5)
Рис.5 – А9Е1 на испытании
водоходного оборудования.
Пишут, что впоследствии прототип А9Е1 был оснащен
15-фунтовой мортирой.
Первый контракт на изготовление 50 танков А9
(WD-номера в промежутке T.3493-T.3542 и регистрационные номера HMH848-HMH897) был
подписан с Vickers в 1938 году. Делали эти машины на
принадлежащем Vickers заводе Elswick
Works рядом с городом Ньюкасл-андер-Лайм. Танки А9
серийно строились уже как Cruiser Tank Mk.I.
Серийные машины несколько отличались от
прототипа. Переделке подверглись и корпус, и башни. Особое внимание было
уделено улучшению обзорности. Как оказалась, существовавшая командирская
башенка была не очень удачной в этом плане. Вместо нее был сделан
двухстворчатый люк, в одну из створок которого был установлен перископический
прибор Vickers Mk.IV
конструкции польского инженера Рудольфа Гундляха.
Кормовую нишу башни серийной машины спрямили, на танк установили радиостанцию
№9. В пулеметных башнях появились смотровые щели, что тоже улучшило обзорность.
Изменилась форма носовой части корпуса, а глушитель переместился с левого крыла
на кормовой лист. (Рис.6)
Рис.6 - Cruiser Tank Mk.I.
Внизу - водитель (в центре) и оба пулеметчика в
своих башнях.
Танк Cruiser Tank Mk.I имел массу 13042 кг
при габаритах: длина – 5791 мм, ширина – 2502 мм, высота – 2654 мм, клиренс –
401 мм. Бронирование: лоб корпуса — 10-14 мм, борт, корма корпуса — 10 мм, крыша
корпуса — 5 мм, днище — 7 мм, лоб башни — 14 мм, борт башни — 12 мм, корма башни
— 14 мм, крыша башни — 4 мм. Вооружение: одна 2-фунтовая пушка Mk.IX (40 мм) и три 7,71-мм
пулемета Vickers. Боекомплект 100
выстрелов и 3000 патронов. Экипаж – 6 чел. Двигатель AEC Type 179, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения,
мощностью 150 л.с. при 2200 об./мин., рабочий объем
9500 см.куб. Трансмиссия механического типа: коробка
передач Meadows 22 планетарного типа (5 скоростей
вперед и 1 назад), главный фрикцион и бортовые передачи, барабанные тормоза.
Ходовая часть: шесть обрезиненных опорных катков на борт, три обрезиненных
поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное,
посередине гусеницы); подвеска блокированная, балансирная со спиральной
пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором; гусеница с литыми траками
шириной 267 мм (по Барятинскому – 315 мм). Скорость 40 км/ч по шоссе, 24 км/ч
по проселку Запас хода по шоссе 241 км. Преодолеваемые препятствия: угол
подъёма 30°, высота стенки 0,91 м, глубина брода 1 м, ширина рва 2,43 м.
Средства связи радиостанция No.9 или No.19 со штыревой антенной.
Проблемы организационного и
производственного характера привели к тому, что второй контракт на
строительство 75 танков Cruiser Tank Mk.I разместили на
судостроительной верфи Harland & Wolff Ltd из Белфаста. Танки производства Harland & Wolff Ltd получили
WD-номера T.7196-T.7270. Поначалу предполагалось, что эти танки получат
регистрационные номера в интервале PMV552-PMV626, но уже после номера PMV572 их
использовать перестали.
На Harland & Wolff помимо линейных танков Cruiser Tank Mk.I строили танки в
варианте CS – из 75 заказанных
машин в варианте CS построили 36 танков.
(Рис.7)
Рис.7 - Cruiser Tank Mk.ICS.
Эти танки оснащались 3,7-дюймовой (94 мм) гаубицей с длиной ствола
15 калибров (Рис.8), вместо стандартной 2-фунтовой пушки.
Первый серийный A9 Mk.I
был готов на заводе Elswick Works в январе 1939 года.
Последние Tank, Cruiser, A9 Mk.I
завод Elswick Works сдал в феврале 1940 года. Harland & Wolff Ltd первый
танк А9 построил в июне 1939 года, последний A9 CS Mk.I
удалось сдать только в июле 1940 года. Правда, в некоторых источниках встречается,
что все танки типа А9 были построены в течение 1937г.
Первым боевым
соединением, получившим на вооружение машины этого типа, стала 1-я танковая
дивизия (1st Armored Divsion),
формирование которой началось в тот же период. Всего в составе 1-й танковой
дивизии находилось 6 линейных Cruiser Tank Mk.I и 18 танков Cruiser Tank Mk.ICS. В мае 1940г. 1-ю
танковую дивизию перебросили во Францию, где ей предстояло сражаться в составе
Британских Экспедиционных Сил. Общие потери крейсерских танков А9 обеих
модификаций в ходе французской кампании (к 24 мая 1940г.) оцениваются в 24
единицы – 100%. (Рис.9)
На нижнем снимке А9 CS.
При встречах с
немецкими танками Pz.III и Pz.IV быстро
выяснилось, что защищенность крейсерских танков Mk.I
не отвечала текущим требованиям — бронелисты толщиной
10-14 мм прекрасно пробивались бронебойными «болванками» 37-мм немецких
танковых орудий.
Немцы обозначили трофейные А9 как Kreuzer Panzerkampfwagen Mk I 741(e). Несколько машин отправились на выставки трофеев,
а одна – на полигон в Куммерсдорф. (Рис.10)
Рис.10 – Пособие по А9 на немецком.
Основную массу танков
типа А9 – 68 штук (из них 18 шт. в варианте CS) предполагалось отправить в Египет. Машины получили тропическую
комплектацию. Она включала в себя, среди прочего, противопылевые
экраны, при этом эти экраны ставились только с левой стороны. (Рис.111)
Рис.11 - Cruiser Tank Mk.I в тропической комплектации.
На левом фото ходовую прикрывает противопылевой
экран.
Фактически
сформированная в феврале 1940 года 7-я бронетанковая дивизия к июню имела
совсем небольшое количество Cruiser Tank Mk.I. Часть танков в её составе была
вооружена только пулемётами, пушки для них прибыли позже. Тем не менее, уже 14
июня состоялся боевой дебют 7-й бронетанковой дивизии в бою с итальянцами. 6 её
машин принимали участие в атаке на Форт-Капуццо. В
сентябре один Cruiser Tank Mk.I
оказался подбит и захвачен итальянцами. К 20-му сентября 1940г. в составе 1-го
королевского танкового полка находилось 17 Cruiser Tank
Mk.I, а к 30-м ноября – 20. По состоянию на 1 апреля
1941 года в Северной Африке находилось 66 Cruiser Tank
Mk.I и 6 Cruiser Tank MK.I
CS.
Боевая эксплуатация выявила слабые места машин типа Cruiser Tank Mk.I. Наибольшие неприятности
доставляла работа ходовой части, а также сцепление. Достаточно быстро
выяснилось, что идея с пулеметными башнями являлась не самой удачной. По этой
причине с некоторых танков их снимали, закрывая отверстия мешками с песком.
Снятые башни использовались в качестве средств ПВО. Несмотря на все проблемы,
танки типа Cruiser Tank Mk.I
весьма активно применялись в боевых действиях. В июне 1941г. крейсерские танки
А9 приняли участие в крупной операции под кодовым названием «Алебарда». Операция
не принесла желаемого результата, в течение двухнедельных боёв было потеряно
значительное число танков Cruiser Tank Mk.I. (Рис.12)
Рис.12 - Подбитый
танк Cruiser Tank Mk.I
среди песков Северной Африки.
К 7 сентября 1941г.
в британской армии всё ещё числилось 48 Cruiser Tank Mk.I, из них 38 были на ходу, а 6 – в
учебных частях. К тому моменту произошла очередная реформа системы обозначения
английских танков. Она должна была коснуться и A9, машину предполагалось
переименовать в Krait I. Этого, впрочем, не
случилось, поскольку к осени 1941 года эти танки явно устарели. Cruiser Tank Mk.I к ноябрю 1941 года были
переведены в разряд учебных. Правда, некоторые машины и далее применялись в
боевых частях - 6 машин данного типа находились в Тобруке.
Вероятно, дольше танки Cruiser Tank Mk.I служили на Мальте – в составе гарнизона этого острова
летом 1943г. всё еще числилось 4 Cruiser Tank Mk.I.